Ненасильственное общение
Разделы: психологическая помощь
Автор: студентка факультета психологии 4-го курса ГрГУ им. Я.Купалы. Гуйская У.В.
Общение является неотъемлемой частью человеческой жизни. В процессе общения происходит выработка единой стратегии взаимодействия, обмен информацией, а также восприятие и понимание людьми друг друга. Человек учится общаться с рождения: он слышит речь родителей, повторяет за ними, расширяет словарный запас. Впоследствии у него формируется индивидуальный стиль общения.
Очень часто человеческое общение, особенно между родителем и ребёнком, начальником и подчинённым, содержит требования, критику, оценку, сравнение с другими людьми, запреты, а также нравоучения, нотации и игнорирование слов другого. Это приводит к подавлению партнёра по общению, вынуждает его закрыться в себе или же провоцирует межличностный конфликт.
Грамотное общение, ведущее к взаимопониманию – это не данность, а навык, который можно освоить. В 60-е годы ХХ века Маршалл Розенберг разработал концепцию ненасильственного общения, используя которую люди могут общаться, не причиняя друг другу эмоциональный дискомфорт.
Автор этой концепции предлагает следующую схему, следуя которой вы сможете бережно выразить свои мысли. Она состоит из четырёх компонентов:
- НАБЛЮДЕНИЕ.
«Что происходит?»
Под наблюдением понимается безоценочное описание объективной реальности. На данном этапе важно ответить на вопрос «что происходит?», а именно: что я вижу, слышу или осязаю. Ключевым моментом здесь является безоценочность описания. Оценка – это личная интерпретация, а не описание объективной реальности, и она может восприниматься другим человеком как критика и проявление агрессии.
Оценка: «Что за странную одежду ты на себя надела? В таком нормальные люди не ходят».
Описание реальности: «Я вижу, что ты надела рубашку с черепами и кинжалами и штаны с изображением пентаграммы».
- ЧУВСТВО.
«Что я чувствую от этого наблюдения?»
На данном этапе следует проговорить свои чувства и эмоции, связанные с ситуацией. При этом важно не путать чувства и мысли. Фраза «я чувствую себя плохой матерью» не является отражением чувств – это мысль. Выражением чувств будет фраза: «Мне тревожно, я чувствую растерянность».
К базовым эмоциям человека относят (К. Е. Изард): интерес-волнение, радость, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, удивление, стыд и вину. Для того, чтобы лучше понимать свои эмоции, можно познакомиться с наименованиями эмоций, так как чем больше названий эмоций мы знаем, тем больше эмоций мы можем дифференцировать внутри себя.
- ПОТРЕБНОСТЬ.
«Из-за каких потребностей появляется это чувство?»
На третьем этапе важно понять, какая потребность лежит в основе чувства. Это может быть потребность в близости, общении, любви, взаимности, развитии, личном пространстве, отдыхе, активности, творчестве, красоте и т.д. Для определения потребности можно воспользоваться классификацией А. Малоу.
Привычка отслеживать свои потребности является полезной не только в общении, но и в жизни в целом. Эту привычку можно сформировать, задавая себе в течение дня вопрос: «В чём я сейчас нуждаюсь?».
В правильной формулировке потребности отсутствуют конкретные люди, действия, места, объекты и время.
4. СТРАТЕГИИ И ПРОСЬБА.
«Как я могу удовлетворить эту потребность? Какое действие другого человека может удовлетворить эту потребность?»
После осознания своих чувств и потребностей можно перейти к стратегиям и просьбам. Под стратегией понимается способ, которым можно удовлетворить потребность. При этом нужно понимать, что каждую потребность можно удовлетворить разными способами.
Просьба – это обращение к другому человеку. Её следует формулировать так, чтобы она была конкретной и выполнимой.
Примером, соответствующим схеме ненасильственного общения, может быть следующая фраза: «Когда ты опаздываешь (наблюдение), я волнуюсь (эмоция), потому что не знаю причину твоего опоздания (потребность в ясности). Мне бы очень хотелось, чтобы ты звонила мне, если не можешь прийти вовремя (просьба)».
Учитывая все компоненты предложенной схемы, можно ясно и аккуратно донести собеседнику информацию о своём состоянии, не провоцируя конфликта. Поначалу вам может быть сложно использовать такой способ общения, однако со временем при должной практике он станет привычным и позволит вам достигать большего взаимопонимания с друзьями, родственниками, коллегами.