комитетом по труду занятости и социальной защите
Гродненского облисполкома
Состояние института семьи является важнейшим индикатором социально-демографического «здоровья» государства. Поэтому в нашей стране государственная поддержка семьи выступает одним из ключевых направлений государственной социальной политики и одной из основ демографической безопасности.
Законодательством Беларуси обеспечивается действенность системы социальной защиты матери и ребенка, которая включает экономические, социальные, трудовые гарантии и права, создает конкретные условия для их реализации. Семьям с детьми оказывается государственная поддержка по обеспечению доступности жилья, предоставляются преференции в системе образования, здравоохранения, при налогообложении. Остановимся подробнее на гарантиях, предоставляемых семьям с детьми в сфере социальной защиты.
Для семей, воспитывающих детей, в Республике Беларусь предусмотрено 11 видов государственных пособий.
Самое значимое из них – пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет. Оно установлено на уровне 35–40% среднего заработка по стране, причем для всех получателей независимо от того, застрахованы они или нет. Размер данного пособия перерассчитывается дважды в год, с 1 февраля и 1 августа в связи с ростом среднемесячной заработной платы, в настоящий момент размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет на первого ребенка составляет 606 рублей, на второго и последующих – 692 рубля.
Не менее значительны и размеры единовременных пособий при рождении ребенка: с 1 мая текущего года выплата при рождении первого ребенка составляет порядка трёх с половиной тысяч рублей, при рождении второго и последующего – без малого пять тысяч рублей. Размер указанной выплаты перерассчитывается четыре раза в год с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
По состоянию на 1 апреля 2023 года системой государственных пособий охвачено 42 457 детей Гродненской области. В частности, в организациях и органах по труду, занятости и социальной защите Гродненской области выплачиваются:
— пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет – на 23 391 ребенка;
— пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей – на 5 566 детей;
— пособие на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет – на 13 500 детей.
За 1 квартал 2023 года в области выплачено 1 704 пособия в связи с рождением ребенка, 1 597 пособий женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности.
С 1 января 2015 г. в Республике Беларусь введен новый вид долгосрочной поддержки многодетных семей — семейный капитал (единовременное предоставление семьям безналичных денежных средств при рождении, усыновлении (удочерении) третьего или последующих детей, если с учетом родившегося (усыновленного) ребенка в семье воспитываются не менее троих детей до 18 лет).
Программа была рассчитана на 5 лет — с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2019 г., размер семейного капитала составлял 10 000 долларов США.
За 2015 – 2019 гг. местными исполнительными распорядительными органами Гродненской области было принято девять с половиной тысяч решений о назначении семейного капитала.
Указом Президента Республики Беларусь от 18 сентября 2019 г. № 345 программа «Семейный капитал» продлена на 2020 – 2024 годы.
С 1 января 2020 г. семейный капитал назначается в белорусских рублях, размер его ежегодно индексируется с нарастающим итогом на величину индекса потребительских цен за предыдущий год для сохранения его покупательной способности.
В 2020 году размер семейного капитала составлял 22 500 рублей, в 2021 году – 23 737 рублей, в 2022 году – 25 995 рублей, в текущем году размер семейного капитала составляет 29 950 белорусских рублей.
Семья может реализовать право на назначение семейного капитала один раз. Если семейный капитал был назначен семье по программе 2015-2019 гг., то права на назначение семейного капитала по программе 2020-2024 гг. у нее нет.
Средства семейного капитала предоставляются семьям для использования в Республике Беларусь в полном объеме либо по частям в безналичном порядке после истечения 18 лет с даты рождения ребенка, в связи с рождением (усыновлением, удочерением) которого семья приобрела право на назначение семейного капитала. Досрочно (независимо от времени, прошедшего с даты назначения семейного капитала) средства могут быть использованы по одному или нескольким направлениям:
— строительство (реконструкция), приобретение жилых помещений либо долей в праве собственности на них, погашение задолженности по кредитам, займам организаций, предоставленным на указанные цели, и выплату процентов за пользование этими кредитами, займами;
— получение на платной основе высшего и среднего специального образования в государственных учреждениях образования Республики Беларусь, учреждениях высшего и среднего специального образования потребительской кооперации Республики Беларусь и учреждениях высшего образования Федерации профсоюзов Беларуси;
— получение следующих платных медицинских услуг, оказываемых организациями здравоохранения:
— приобретение лекарственных средств, медицинских изделий при выполнении сложных и высокотехнологичных вмешательств в кардиохирургии, нейрохирургии, онкологии, ортопедии;
— стоматологические услуги (протезирование зубов, дентальная имплантация с последующим протезированием, ортодонтическая коррекция прикуса);
— приобретение для членов семьи с инвалидностью (с нарушениями органов зрения, опорно-двигательного аппарата) товаров, предназначенных для социальной реабилитации и интеграции инвалидов в общество.
За период с января 2015 по апрель 2023 года исполнительными распорядительными органами Гродненской области принято порядка 15 000 решений о назначении семейного капитала, более 8 000 решений о досрочном распоряжении средствами семейного капитала. Из них:
— на улучшение жилищных условий – 6 976 (85%);
— на получение образования – 465 (6%);
— на получение медицинских услуг – 750 (9%).
Действующим законодательством предусмотрен ряд льгот в области пенсионного обеспечении для матерей, родивших пять и более детей, и родителей детей-инвалидов с детства.
Во-первых, это более ранний выход на пенсию по возрасту — на 5 лет ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста;
Во-вторых, для этой категории граждан снижены до 5 лет требования по наличию страхового стажа для реализации права на досрочную пенсию по возрасту. Одним из требований для реализации права на трудовую пенсию является наличие страхового стажа, стажа с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. В текущем году — это 19 лет, к 2025 году потребуется 20 лет страхового стажа.
Кроме того, С 1 января 2021 года уменьшена продолжительность страхового стажа для женщин, родивших и воспитавших до 8 летнего возраста четверых детей. Для реализации права на пенсию по возрасту по достижении общеустановленного пенсионного возраста им потребуется всего лишь 10 лет страхового стажа.
Дополнительные гарантии предусмотрены и для семей, воспитывающих детей-инвалидов.
Указом Президента с 1 января 2021 года введена норма, согласно которой социальная пенсия, матерям и (или) отцам детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, имевших третью и (или) четвертую степени утраты здоровья, признанных впоследствии инвалидами с детства I группы, если родитель (родители) осуществлял уход за ними не менее 20 лет, назначается в размере 130 процентов бюджета прожиточного минимума пенсионера.
Таким образом, размер социальной пенсии для указанной категории граждан увеличился почти в два раза.
Согласно законодательству женщинам, родившим и воспитавшим девять и более детей и награжденным одной из следующих государственных наград СССР или Республики Беларусь: орденом Матери, медалью «Медаль материнства», орденом «Материнская слава», орденом «Мать-героиня». назначается пенсия за особые заслуги перед республикой Беларусь.
Пенсия за особые заслуги устанавливается Комиссией по установлению пенсий за особые заслуги при Совете Министров Республики Беларусь.
Пенсия за особые заслуги устанавливается в размере пенсии по возрасту, по инвалидности или за выслугу лет, назначаемой в соответствии с пенсионным законодательством или законодательством о государственной службе в Республике Беларусь, и повышения за особые заслуги.
Размер повышения за особые заслуги определяется Комиссией в каждом конкретном случае с учетом заслуг гражданина, которому устанавливается пенсия за особые заслуги, и не может превышать 250 процентов минимального размера пенсии по возрасту.
Законодательство о труде Республики Беларусь предусматривает ряд дополнительных мер и гарантий по охране труда женщин.
Установлены гарантии при приеме на работу. Так, запрещается отказывать в заключении трудового договора по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей в возрасте до 3 лет, а одинокому родителю – с наличием ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида – до 18 лет).
Запрещается привлечение женщин к выполнению тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда.
Беременных женщин запрещается привлекать к сверхурочным работам, работе в государственные праздники и праздничные дни, работе в ночное время, выходные дни и направлять в служебную командировку.
Женщины, имеющие детей в возрасте до четырнадцати лет (детей-инвалидов — до восемнадцати лет), могут привлекаться к сверхурочным работам, работе в государственные праздники и праздничные дни, в ночное время, выходные дни и направляться в служебную командировку только с их письменного согласия.
Для некоторых категорий работающих женщин и работников, имеющих семейные обязанности, установлены особенности определения срока действия контракта. Так, срок действия контракта с беременной женщиной с ее согласия продлевается на период беременности либо иной срок по соглашению сторон.
Наниматель с согласия работника обязан продлить срок действия контракта либо заключить новый контракт:
— с работающей женщиной, находящейся в отпуске по беременности и родам, матерью (отцом ребенка вместо матери, опекуном), находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, — на срок не менее чем до окончания указанных отпусков;
— с работающей матерью (отцом ребенка вместо матери, опекуном), приступившей к работе до или после окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, — на срок не менее чем до достижения ребенком возраста пяти лет.
Кроме того, контракты с беременными женщинами, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет (детей-инвалидов — до восемнадцати лет), трудовые договоры с которыми были заключены на неопределенный срок, не заключаются без их согласия.
В соответствии с ч. 1 ст. 264 ТК беременным женщинам в соответствии с заключением ВКК или МРЭК снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо они переводятся на другую работу, более легкую и исключающую воздействие вредных или опасных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе.
По желанию лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, оно может работать на условиях неполного рабочего времени:
— по основному месту работы — по другой профессии рабочего, должности служащего;
— либо по другому месту работы с выплатой ежемесячного государственного пособия по государственному социальному страхованию в полном размере.
Также в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 289 ТК наниматель обязан установить неполное рабочее время по просьбе:
— беременной женщины;
— женщины, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет.
Законодательство гарантирует предоставление лицам, воспитывающим детей, свободных от работы дней. В частности, дополнительный свободный день в неделю в семье, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет либо троих и более детей в возрасте до 16 лет, может предоставляться матери или отцу, опекуну (попечителю) детей.
За время предоставления свободного дня в неделю за работником сохраняется средний дневной заработок, а расходы на его оплату производятся за счет средств нанимателя.
Также родителям, воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет предоставляется дополнительный свободный день в месяц за счет средств Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.
При составлении графика трудовых отпусков наниматель обязан запланировать отпуск по желанию женщины, имеющей двух и более детей в возрасте до четырнадцати лет, в летнее или другое удобное время.
Также наниматель обязан предоставлять женщинам, имеющим двоих и более детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет по их желанию кратковременный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней.
Трудовым Кодексом Республики Беларусь установлены гарантии в части запрета прекращения трудовых отношений с такими работниками, как:
— беременные женщины;
— женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет;
— одинокие родители, имеющие детей в возрасте до 3 лет;
— одинокие родители, имеющие детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов до 18 лет);
— работающие отцы, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком вместо матери.
С 2020 года у отцов и отчимов появилось право на отпуск при рождении ребенка. Так, ст. 186 ТК установлено, что при рождении ребенка и воспитании его в семье наниматель обязан по желанию отца (отчима) ребенка предоставить ему отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней.
Семьи с детьми имеют право и на другие гарантии, предоставляемые законодательством и коллективными договорами.
В Республике Беларусь с 1 января 2001 года функционирует государственная адресная социальная помощь (ГАСП) с целью реализации адресного, индивидуального подхода при оказании материальной помощи малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации семьям и гражданам.
Критерием отнесения семей к категории малообеспеченных является бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения.
Система ГАСП включает четыре социальные выплаты:
— ежемесячное и единовременное пособие, которые предоставляются на приобретение продуктов питания, лекарственных средств, одежды, обуви, школьных принадлежностей и на другие нужды для обеспечения нормальной жизнедеятельности;
— пособие на приобретение предметов гигиены;
— обеспечение питания детей первых двух лет жизни.
В Гродненской области в 1 квартале 2023 г. государственную адресную социальную помощь получили 8 690 граждан на общую сумму 4 387 тысяч рублей, из них ежемесячное социальное пособие получили 1 269 человек, единовременное пособие – 274 человека, пособие на приобретение средств гигиены – 6 573 человека и помощь в виде обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни получили 574 ребенка.
Семьям, воспитывающим детей, предоставляются различные виды социального обслуживания: социально-педагогические, социально-психологические, услуги няни.
Государственным учреждением социального обслуживания «Василишковский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития» семьям Гродненской области предоставляется услуга ухода за детьми-инвалидами. За период пребывания ребенка на «социальной передышке» оплачивается только стоимость его питания. При этом все социальные гарантии родителям сохраняются: выплата пенсий и пособий производится в полном размере.
Таким образом, в Республике Беларусь институт семьи охраняется и поощряется государством, создаются условия, позволяющие сочетать труд с материнством, обеспечивается правовая защита, материальная и моральная поддержка материнства и детства.