13 февраля, Минск /Корр. БЕЛТА/. Президент Беларуси Александр Лукашенко на встрече с членами Республиканского совета ректоров вузов назвал пять главных проблем, характерных для системы высшего образования, и ждет их решения, передает корреспондент БЕЛТА.
Глава государства напомнил, что на совещании по актуальным вопросам деятельности БГУ 25 августа 2023 года он обозначал ряд проблем в системе высшего образования. Президент поинтересовался, что было сделано с того времени для их решения, и конкретизировал наиболее актуальные проблемные вопросы. Они касаются, в частности, востребованности и качества национального образования, распределения и отработки после обучения, ситуации с кадрами в профессорско-преподавательском составе, а также идеологической и воспитательной работы со студентами.
Глава государства напомнил, что на совещании по актуальным вопросам деятельности БГУ 25 августа 2023 года он обозначал ряд проблем в системе высшего образования. Президент поинтересовался, что было сделано с того времени для их решения, и конкретизировал наиболее актуальные проблемные вопросы. Они касаются, в частности, востребованности и качества национального образования, распределения и отработки после обучения, ситуации с кадрами в профессорско-преподавательском составе, а также идеологической и воспитательной работы со студентами.
- Лукашенко поручил создать рабочую группу и проверить систему образования
- Лукашенко поручил до сентября решить все выявленные в высшем образовании проблемы
О спросе и предложении на рынке труда
Первая проблема, обозначенная Президентом, — разрыв между спросом и предложением на рынке труда. «Упаси вас господь готовить то, что нам не нужно в стране», — предупредил Александр Лукашенко.
«Мы как будто забыли, как в 90-е начали готовить толпы юристов, экономистов, которые, получив диплом, пошли работать таксистами и разносчиками пиццы. Да и сейчас после окончания вуза многие выпускники работают не по профилю», — заметил Президент, добавив, что неоднократно обращал внимание на эту тему.
«Подготовка непрофильных специалистов, низкая закрепляемость на первом рабочем месте, уход из профессии — это непозволительная роскошь для нашего государства. Что, нам деньги некуда тратить? А если учесть, сколько государство платит, то что это, если не экономическое преступление», — подчеркнул Александр Лукашенко.
Президент потребовал от ответственных лиц объяснить факты уклонения от отработки, а еще хуже — «договорняки» между нанимателями и вузами. «Причем на бумаге не подкопаешься. Где ваш контроль? Получается: выпустили и забыли. Так дело не пойдет, — заявил глава государства. — И напомню: вы не коммерсанты — вы ректоры вузов и мыслить обязаны по-государственному».
Александр Лукашенко ориентировал на то, чтобы в первую очередь готовить кадры под потребность отечественного реального сектора. Пока системной работы министерств экономики, образования, труда и соцзащиты, да и губернаторов в этом вопросе не видно, заметил Президент. Правительство, по его словам, также не стало координатором тех процессов, которые происходят в образовании.
Первая проблема, обозначенная Президентом, — разрыв между спросом и предложением на рынке труда. «Упаси вас господь готовить то, что нам не нужно в стране», — предупредил Александр Лукашенко.
«Мы как будто забыли, как в 90-е начали готовить толпы юристов, экономистов, которые, получив диплом, пошли работать таксистами и разносчиками пиццы. Да и сейчас после окончания вуза многие выпускники работают не по профилю», — заметил Президент, добавив, что неоднократно обращал внимание на эту тему.
«Подготовка непрофильных специалистов, низкая закрепляемость на первом рабочем месте, уход из профессии — это непозволительная роскошь для нашего государства. Что, нам деньги некуда тратить? А если учесть, сколько государство платит, то что это, если не экономическое преступление», — подчеркнул Александр Лукашенко.
Президент потребовал от ответственных лиц объяснить факты уклонения от отработки, а еще хуже — «договорняки» между нанимателями и вузами. «Причем на бумаге не подкопаешься. Где ваш контроль? Получается: выпустили и забыли. Так дело не пойдет, — заявил глава государства. — И напомню: вы не коммерсанты — вы ректоры вузов и мыслить обязаны по-государственному».
Александр Лукашенко ориентировал на то, чтобы в первую очередь готовить кадры под потребность отечественного реального сектора. Пока системной работы министерств экономики, образования, труда и соцзащиты, да и губернаторов в этом вопросе не видно, заметил Президент. Правительство, по его словам, также не стало координатором тех процессов, которые происходят в образовании.
О востребованности отечественного высшего образования
Вторая проблема, на которую обратил внимание Президент, — это стремление выпускников получить высшее образование за границей. Такая тенденция, по словам Александра Лукашенко, есть, но она не катастрофическая.
Глава государства спросил присутствующих, является ли это некой модой или объективным выбором. «Это будущая элита государства. Нашего государства. Как вы за них боретесь? Конкретный вопрос, на который я хотел бы услышать конкретный ответ. Конечно, они могут вернуться, но с совершенно перевернутым сознанием», — сказал Александр Лукашенко.
«И почему БГУ, БНТУ, медицинские университеты или БГУИР не являются для наших вундеркиндов приоритетом для поступления?» — задал вопрос глава государства, отметив, что социологические опросы свидетельствуют о наличии такой проблемы.
Отдельно Президент поинтересовался, как выстроена работа вузов со школами, как они презентуют себя выпускникам, как взаимодействуют с предприятиями, которые должны быть заказчиками кадров.
«Как объясняете дефицит кадров по востребованным специальностям? — продолжил Александр Лукашенко. — По моей информации, целевая подготовка не решает проблему. И для чего мы создали столько профильных классов, если менее 30% выпускников этих классов поступает по профилю?»
«Как объясняете дефицит кадров по востребованным специальностям? — продолжил Александр Лукашенко. — По моей информации, целевая подготовка не решает проблему. И для чего мы создали столько профильных классов, если менее 30% выпускников этих классов поступает по профилю?»
Речь шла также о качестве учебных программ: своевременно ли их обновляют, внедряются ли новейшие технологии в обучение. «У меня есть данные: чуть ли не половина студентов сегодня недовольны качеством образования. Мы опросили и старшекурсников, и первокурсников. Вы чем там занимаетесь? Докладывают, вы не успеваете за технологиями, молодые специалисты доучиваются на производстве. А ведь мы требуем у заказчика гарантировать первое рабочее место. Кому нужны такие «специалисты»?» — обозначил проблемные моменты глава государства.
«Но с другой стороны, если специалисты не отвечают запросам заказчиков, то где их, заказчиков, участие в процессе обучения? — продолжил Президент. — Почему они не приходят в вузы или не везут своих будущих специалистов к себе на конвейер? Почему производственники сами не идут в аудитории? Вопросы всем: ректорам, отраслевым министрам и прежде всего правительству».
Об омоложении кадров в науке и преподавательском составе
Президент констатировал, что молодежь не слишком охотно идет в науку и преподавание, и это третья проблема для системы высшего образования. «А мы при этом еще и позволяем себе разбрасываться высококвалифицированными специалистами. Не думайте — обращаюсь к руководителям вузов, — что на ваш век хватит преподавателей», — сказал глава государства.
Президент констатировал, что молодежь не слишком охотно идет в науку и преподавание, и это третья проблема для системы высшего образования. «А мы при этом еще и позволяем себе разбрасываться высококвалифицированными специалистами. Не думайте — обращаюсь к руководителям вузов, — что на ваш век хватит преподавателей», — сказал глава государства.
Президент не исключает, что при должном распределении кадров и преобразовании обучающих программ дефицита преподавателей не будет, а скорее, наоборот, возникнут дополнительные незадействованные кадры. Это в первую очередь сфера ответственности ректоров вузов, которые должны инициировать как обновление программ обучения, так и усилить спрос с преподавателей. «Если преподаватели хотят большую заработную плату, как на Западе, так надо и работать, как на Западе — с утра до ночи (особенно молодежи), чтобы заработать», — заметил Александр Лукашенко.
Особое внимание глава государства обратил на качество учебников. Президент рассказал, что недавно ознакомился с учебником по философии для студентов вузов, по которому обучается младший сын Николай. «Слушайте, какой кошмар! — дал свою оценку Александр Лукашенко. — Что они написали — это ужас! Советские учебники давали четкие структурированные ответы на все вопросы, а там такой хлам… Ни один студент это не выучит». В этой связи глава государства еще раз повторил свое требование привести в порядок учебники, особенно школьные, изложив информацию в них нормальным, доступным для учащихся языком.
- Лукашенко на встрече с ректорами: жизнь ставит нам принципиальные и острые вопросы
- Лукашенко советует живым словом бороться с фейками и дезинформацией
Касаясь проблемы старения профессорско-преподавательского состава, Александр Лукашенко подчеркнул, что дело не столько в возрасте. «Мы всегда бережно относимся к наработанному годами опыту и мудрости. Дай Бог многим сил и здоровья как можно дольше делиться своими знаниями с молодежью, если эти знания есть и они совершенствуются у наших мудрых и в возрасте преподавателей. Не желтые конспекты трясущимися руками держать на трибуне, а нормальные чтобы были преподаватели, — сказал Президент. — Беспокоит другое. Хотелось бы видеть достойную смену. Завтра, после нас кто будет? Особенно по тем специальностям, в которых остро нуждается наша страна сегодня и есть перспектива в будущем».
«Запомните, пока вы не положите мне новую методику преподавания, новые программы, новые учебники и преподавателей, желающих работать, — о зарплате забудьте разговор, — предупредил глава государства. — Мы найдем деньги, чтобы заплатить, но дайте качественный результат. Спокойной жизни с сегодняшнего дня у вас не будет. Начинайте вертеться, крутиться. Вы знаете самые современные образцы и уровни образования. Сделайте у себя лучше. Вот и Год качества».
При этом Президент отметил, то ситуация с профессорско-преподавательским составом в высшем образовании не критическая, однако по отдельным направлениям, в первую очередь техническим, она настораживает. Поэтому он ожидает от всех ответственных лиц конкретных предложений по обозначенной тематике.
Самое важное, что потребовал глава государства, — нигде не должно быть самоуспокоенности. «Это касается всех и по всем направлениям», — подчеркнул Александр Лукашенко.
По его словам, есть серьезная настороженность по отдельным направлениям в высшем образовании. И по этому поводу Президент адресовал ряд вопросов председателю Высшей аттестационной комиссии Александру Гучку: все ли темы кандидатских и докторских актуальны, сами ли их пишут претенденты на ту или иную степень?
О связи образования и политики
«Образование никогда не было и не может быть вне политики. Вы не просто даете профессию, вы формируете мировоззрение молодых людей, — обратил внимание Президент, говоря о следующей проблеме в системе высшего образования. — Скажу прямо: вы первые отвечаете за национальную безопасность и несете ответственность за сохранение суверенитета страны. Если среди вас до сих пор работают люди, которые не разделяют наши подходы и нашу политику, государственную идеологию, если вы трудоустраиваете вчерашних шатателей «режима», то какие выводы я должен делать о вас? Вопрос для размышления и принятия решений».
«Это ваших студентов, одурманенных западными ценностями, мы видели на площадях в 2020-м. И многие «смыслы», которые их вывели на улицу, были заложены, к сожалению, в ваших аудиториях», — добавил глава государства.
Об идеологической и воспитательной работе с молодежью
Пятой проблемой для системы высшего образования Александр Лукашенко назвал неудовлетворительную идеологическую и воспитательную работу с молодежью: «Махровейший бюрократизм! Все для отцепки: и молодежные организации, и профсоюзы, и студенческие советы, и прочее!» По этому поводу у Президента много вопросов к вузам, Министерству образования, правительству, Администрации Президента, молодежной организации: «Прекратить этот формализм. Никому ничего для галочки не нужно».
«О чем говорить, если отдельные преподаватели, мягко говоря, сами не являются образцами патриотизма. Что мы можем требовать от студентов, если, например, профессор не может или не хочет компетентно ответить им на сложные жизненные, политические вопросы? — риторически спросил глава государства. — В такой ситуации никакие концерты, шоу-программы и прочие флешмобы не научат детей искренне любить Родину, уважать старшее поколение, беречь историческую правду». Да и ярких мероприятий на уровне вузов, которые бы стали событием и сплотили молодежь, по словам Президента, не наблюдается.
Зачастую ответственные за сферу высшего образования увлекаются статистикой и самоотчетами, критично заметил глава государства. Например, министр образования Андрей Иванец до настоящего времени не предложил кандидатуру на вакансию замминистра по идеологии, хотя она была открыта по его просьбе в ноябре 2023 года.«В кратчайшие сроки внесем предложения», — заверил министр.
Подытожив все вышесказанное, Президент отметил, что разговор будет непростой: «Предупреждаю категорически всех, кто хотел выступить: самоотчеты, самолюбование, великие «достижения» нам не нужны. Здесь — совет ректоров, который должен предложить дальнейшие пути совершенствования нашего образования». Тем более что основные направления развития других ступеней образования (в частности, дошкольного и школьного, системы поступления) уже определены. «С детскими садами определились: там хватает проблем, но знаем куда идти. Со школой, вступительными экзаменами — тоже. Настало время вузов», — подчеркнул глава государства.
«Запомните, пока вы не положите мне новую методику преподавания, новые программы, новые учебники и преподавателей, желающих работать, — о зарплате забудьте разговор, — предупредил глава государства. — Мы найдем деньги, чтобы заплатить, но дайте качественный результат. Спокойной жизни с сегодняшнего дня у вас не будет. Начинайте вертеться, крутиться. Вы знаете самые современные образцы и уровни образования. Сделайте у себя лучше. Вот и Год качества».
При этом Президент отметил, то ситуация с профессорско-преподавательским составом в высшем образовании не критическая, однако по отдельным направлениям, в первую очередь техническим, она настораживает. Поэтому он ожидает от всех ответственных лиц конкретных предложений по обозначенной тематике.
Самое важное, что потребовал глава государства, — нигде не должно быть самоуспокоенности. «Это касается всех и по всем направлениям», — подчеркнул Александр Лукашенко.
По его словам, есть серьезная настороженность по отдельным направлениям в высшем образовании. И по этому поводу Президент адресовал ряд вопросов председателю Высшей аттестационной комиссии Александру Гучку: все ли темы кандидатских и докторских актуальны, сами ли их пишут претенденты на ту или иную степень?
О связи образования и политики
«Образование никогда не было и не может быть вне политики. Вы не просто даете профессию, вы формируете мировоззрение молодых людей, — обратил внимание Президент, говоря о следующей проблеме в системе высшего образования. — Скажу прямо: вы первые отвечаете за национальную безопасность и несете ответственность за сохранение суверенитета страны. Если среди вас до сих пор работают люди, которые не разделяют наши подходы и нашу политику, государственную идеологию, если вы трудоустраиваете вчерашних шатателей «режима», то какие выводы я должен делать о вас? Вопрос для размышления и принятия решений».
«Это ваших студентов, одурманенных западными ценностями, мы видели на площадях в 2020-м. И многие «смыслы», которые их вывели на улицу, были заложены, к сожалению, в ваших аудиториях», — добавил глава государства.
Об идеологической и воспитательной работе с молодежью
Пятой проблемой для системы высшего образования Александр Лукашенко назвал неудовлетворительную идеологическую и воспитательную работу с молодежью: «Махровейший бюрократизм! Все для отцепки: и молодежные организации, и профсоюзы, и студенческие советы, и прочее!» По этому поводу у Президента много вопросов к вузам, Министерству образования, правительству, Администрации Президента, молодежной организации: «Прекратить этот формализм. Никому ничего для галочки не нужно».
«О чем говорить, если отдельные преподаватели, мягко говоря, сами не являются образцами патриотизма. Что мы можем требовать от студентов, если, например, профессор не может или не хочет компетентно ответить им на сложные жизненные, политические вопросы? — риторически спросил глава государства. — В такой ситуации никакие концерты, шоу-программы и прочие флешмобы не научат детей искренне любить Родину, уважать старшее поколение, беречь историческую правду». Да и ярких мероприятий на уровне вузов, которые бы стали событием и сплотили молодежь, по словам Президента, не наблюдается.
Зачастую ответственные за сферу высшего образования увлекаются статистикой и самоотчетами, критично заметил глава государства. Например, министр образования Андрей Иванец до настоящего времени не предложил кандидатуру на вакансию замминистра по идеологии, хотя она была открыта по его просьбе в ноябре 2023 года.«В кратчайшие сроки внесем предложения», — заверил министр.
Подытожив все вышесказанное, Президент отметил, что разговор будет непростой: «Предупреждаю категорически всех, кто хотел выступить: самоотчеты, самолюбование, великие «достижения» нам не нужны. Здесь — совет ректоров, который должен предложить дальнейшие пути совершенствования нашего образования». Тем более что основные направления развития других ступеней образования (в частности, дошкольного и школьного, системы поступления) уже определены. «С детскими садами определились: там хватает проблем, но знаем куда идти. Со школой, вступительными экзаменами — тоже. Настало время вузов», — подчеркнул глава государства.
Президент поручил создать рабочую группу для проверки системы образования по аналогии с тем, как это было недавно с системой здравоохранения. «Нам надо, Андрей Иванович (министр образования Андрей Иванец. — Прим. БЕЛТА), группу, как в здравоохранении, создать и проверить вузы. Надо их встряхнуть. Закостенели до неимоверности!» — сказал глава государства. В первую очередь Президент потребовал обратить внимание на содержание и качество программ обучения и рассмотреть возможность сокращения времени подготовки по отдельным специальностям: «Нам надо точно посмотреть в ходе работы этой рабочей группы, какие будут программы и под эти программы — соответствующее образование. Может быть, не пять лет где-то, не четыре года, а три и четыре года».
«До 1 сентября мы должны четко определиться, что будем делать. И если нужно (а скорее всего, нужно будет), встретимся в конце августа после работы той комиссии, которая будет создана и прошерстит все вузы, посмотрит, как и в здравоохранении. Мы подведем итоги и сделаем выводы, с кем дальше будем работать», — сказал Александр Лукашенко.
- Министр образования рассказал о возможностях ранней профориентации школьников
- Иванец: важным элементом повышения эффективности подготовки специалистов является целевой прием
- Иванец рассказал о требованиях к кадровому составу вузов
- Иванец об экспорте образовательных услуг: в Беларуси учатся студенты из Китая, стран СНГ и Африки
- Иванец: расширена траектория для льготного поступления одаренной мотивированной молодежи в вузы
Информация взята с сайта belta.by Оригинал новости