Информация к городскому Дню охраны труда
Несмотря на конкретные требования трудового законодательства и независимо от количества работников почти во всех организациях встречаются отдельные нарушения в области охраны труда. Как показывает практика, многие нарушения могут иметь отрицательные последствия как для работников, так и для нанимателей. Рассмотрим наиболее характерные ошибки в сфере охраны труда, которые часто допускают организации, и возможные последствия этих ошибок.
Не проведение инструктажа, стажировки и проверки знаний по вопросам охраны труда.
В соответствии с п. 5 – 6 ст. 55 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) наниматель обязан обеспечивать на каждом рабочем месте условия труда, соответствующие требованиям по охране труда, соблюдать установленные нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, требования по охране труда, а при отсутствии в нормативных правовых актах, в том числе в технических нормативных правовых актах, требований по охране труда принимать необходимые меры, обеспечивающие сохранение жизни, здоровья и работоспособности работников в процессе трудовой деятельности, а также принимать необходимые меры по профилактике и предупреждению производственного травматизма, профессиональных и других заболеваний работников; контролировать знание и соблюдение работниками требований инструкций по охране труда и пожарной безопасности; своевременно и правильно проводить расследование и учет несчастных случаев на производстве.
Согласно ст. 49 ТК наниматель обязан отстранять работников от работы в случаях, предусмотренных ТК и законодательством.
На основании ст. 49 ТК наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника, не прошедшего инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.
При отстранении от работы работника, который не прошел инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, не по своей вине, ему производится оплата труда за все время отстранения от работы.
Инструктаж по охране труда в зависимости от характера и времени проведения подразделяют на:
- вводный.
Вводный инструктаж проводится с работниками при приеме их на работу в организацию, при временном переводе их к другому нанимателю специалистом по охране труда или уполномоченным должностным лицом нанимателя, на которое возложены обязанности специалиста по охране труда.
первичный на рабочем месте.
Проводится до начала самостоятельной работы с работниками, принятыми на работу, при переводе или перемещении из одного структурного подразделения в другое, а также с работниками, которым поручается выполнение новой для них работы, при временном переводе их к другому нанимателю.
- повторный.
Проводится с работающими не реже одного раза в шесть месяцев по инструкциям по охране труда для профессий рабочих и (или) видов работ (услуг) или программе первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте.
- внеплановый.
Проводится при:
принятии новых нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, локальных правовых актов или внесении в них изменений;
изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приборов и инструмента, сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;
нарушении работающими требований нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, локальных правовых актов, которое привело или могло привести к аварии, несчастному случаю на производстве и другим происшествиям;
перерывах в работе по профессии рабочего (в должности служащего) более шести месяцев;
поступлении информации об авариях и несчастных случаях, происшедших в однопрофильных организациях.
Внеплановый инструктаж проводится также по требованию контролирующих (надзорных) органов, вышестоящих республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительных комитетов, вышестоящих организаций в отношении подчиненных (входящих в состав (систему)) организаций, должностного лица организации, на которого возложены обязанности по организации охраны труда, при нарушении требований нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, локальных правовых актов.
- целевой.
Проводится при:
выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по профессии рабочего либо должности служащего;
ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;
производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск на выполнение работ с повышенной опасностью;
проведении экскурсий в организации.
Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктаж проводит непосредственный руководитель работ. Работающие по профессии рабочих (далее – рабочие), принятые или переведенные на работы с повышенной опасностью, опасные производственные объекты и (или) потенциально опасные объекты, либо имеющие перерыв в выполнении указанных работ более одного года, к самостоятельной работе допускаются после прохождения стажировки по вопросам охраны труда (далее – стажировка) и последующей первичной проверки знаний по вопросам охраны труда.
Во время стажировки рабочие выполняют работу под руководством лица, уполномоченного работодателем, из числа руководителей соответствующих подразделений (специалистов) либо других высококвалифицированных работников, имеющих стаж практической работы по данной профессии или виду работ не менее трех лет.
Руководители и специалисты не позднее месяца со дня назначения на должность проходят первичную проверку знаний по вопросам охраны труда, а также в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов, но не реже одного раза в три года проходят периодическую проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда.
Руководители и специалисты, являющиеся членами соответствующей комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда, проходят проверку знаний по вопросам охраны труда не позднее одного месяца со дня включения в состав комиссии, а также периодически, не реже одного раза в три года в соответствующей комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда.
Работающие проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в комиссиях для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, которые создаются работодателями.
Проверка знаний по вопросам охраны труда работающих проводится в объеме требований нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, а также локальных правовых актов, соблюдение которых входит в обязанности работающих.
Не проведение инструктажа, стажировки и проверки знаний по охране труда может являться причиной:
- несчастного случая на производстве;
- неосознанного нарушения работником требований охраны труда;
- направления предписания государственного инспектора об устранении нарушения;
- привлечения должностного или другого уполномоченного лица нанимателя к административной ответственности за нарушение требований по охране труда по ст. 10.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП);
- судебного спора с пострадавшим или наказанным за нарушение охраны труда работником.
В соответствии со ст. 306 Уголовного кодекса Республики Беларусь при нарушении правил техники безопасности, промышленной санитарии или иных правил охраны труда должностным лицом, ответственным за их соблюдение, повлекшее по неосторожности профессиональное заболевание либо причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
Нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения двум или более лицам, –наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
Нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, –наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
Необеспечение работников специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты
Ст. 17 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» от 23 июня 2008 г. № 356-З (далее – Закон «Об охране труда») определена обязанность работодателя в части предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением и (или) выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, необходимых средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;
Порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях, определен Инструкцией о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 г. №209, требования которой распространяются на всех работников и нанимателей независимо от их организационно-правовых форм и видов экономической деятельности.
Необеспечение работников специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты может являться причиной:
- несчастного случая на производстве;
- привлечения должностного или другого уполномоченного лица нанимателя к административной ответственности за нарушение требований по охране труда по ст. 10.13 КоАП;
- судебного спора с работниками.
В соответствии со ст. 49 ТК наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника, не использующего средства индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающие безопасность труда.
Допуск сотрудников к работе без обязательных медицинских осмотров
В соответствии со ст. 17 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» наниматель обязан организовать проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) и предсменных (перед началом работы, смены) медицинских осмотров либо освидетельствования некоторых категорий работников на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также внеочередных медицинских осмотров работников при ухудшении состояния их здоровья.
Инструкция о порядке проведения обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих, утвержденная постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.07.2019 г. № 74 (далее – Инструкция), устанавливает порядок проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) обязательных медицинских осмотров работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда и (или) на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, а также внеочередных медицинских осмотров, работающих при ухудшении состояния их здоровья.
Обязательные и (или) внеочередные медосмотры работающих проводятся в целях:
обеспечения безопасности труда;
предупреждения профессиональных заболеваний;
охраны здоровья работающих.
По результатам проведения обязательных и (или) внеочередных медосмотров, работающих определяется:
годность (негодность) по состоянию здоровья работающих к работам во вредных и (или) опасных условиях труда в зависимости от вредных и (или) опасных производственных факторов;
годность (негодность) по состоянию здоровья работающих к работам, где есть необходимость в профессиональном отборе.
Обязательные и (или) внеочередные медосмотры работающих проводятся при выполнении работ:
во вредных и (или) опасных условиях труда в зависимости от вредных и (или) опасных производственных факторов по схеме проведения обязательных и (или) внеочередных медосмотров при работах во вредных и (или) опасных условиях труда в зависимости от вредных и (или) опасных производственных факторов с учетом заболеваний (состояний) по перечню заболеваний (состояний), являющихся общими медицинскими противопоказаниями к работам во вредных и (или) опасных условиях труда;
где есть необходимость в профессиональном отборе, по схеме проведения обязательных и (или) внеочередных медосмотров, где есть необходимость в профессиональном отборе.
Допуск сотрудников к работе без обязательных медицинских осмотров может привести:
- к травмам работников (несчастным случаям на производстве), наступившим в результате внезапного ухудшения состояния здоровья работника во время исполнения трудовых обязанностей;
- к административной ответственности за нарушение законодательства о труде.