Рабочий график Президента Беларуси всегда весьма насыщен событиями. Александр Лукашенко проводит совещания и рабочие встречи по наиболее актуальным вопросам развития страны, регулярно бывает в регионах, совершает зарубежные визиты и сам принимает иностранных гостей, общается с журналистами, подписывает указы и законы. И даже когда публичных мероприятий нет, это совсем не значит, что глава государства не работает. Впрочем, и во время отдыха, будь то хоккейная тренировка или рубка дров, Александр Лукашенко нет-нет да и найдет повод для очередного поручения. Как он любит говорить, надо во всем идти от жизни.
Проект «Неделя Президента» для тех, кто хочет идти в ногу с главой государства, быть в курсе самых актуальных заявлений и решений белорусского лидера.
Как Лукашенко оценивает воинственные устремления НАТО и Польши, грозит ли Украине расчленение и что сдерживает вагнеровцев от экскурсии в Варшаву и Жешув; о чем свидетельствует провал контрнаступления ВСУ и каковы успехи российской армии; за что Президент Беларуси поблагодарил российского коллегу и в чем должна быть главная «фишка» совместного экономического плана.
Еще — о подробностях уборочной страды и о том, какие факты вызвали негативную реакцию Лукашенко; почему министр сельского хозяйства теперь поедет помощником в Витебск и какие регионы прежде всего надо подтянуть в сфере сельского хозяйства.
А также о докладе генерального прокурора, экспорте через порты в России и судьбоносных законах в новом выпуске специального проекта БЕЛТА «Неделя Президента».
Что Лукашенко обсуждал в начале недели с генеральным прокурором
Александр Лукашенко 17 июля принял с докладом генерального прокурора Андрея Шведа. В начале встречи глава государства кратко перечислил основные вопросы, по которым хотел бы заслушать информацию от генерального прокурора. В их числе надзор за соблюдением законности в войсках и силовых структурах, подходы к организации эффективной работы в этих вопросах. Еще одна тема — продолжающееся расследование фактов геноцида белорусского народа. Александр Лукашенко также акцентировал внимание на роли Генеральной прокуратуры по надзору и выявлению негативных фактов в сферах экономической деятельности, таких как сельское хозяйство, промышленность.
«Три таких блока вопросов, которые я хотел бы обсудить с вами», — сказал Александр Лукашенко.
О создании системы военных прокуроров
«Не в первый раз встает вопрос о контроле, прокурорском надзоре за ситуацией в Вооруженных Силах. За соблюдением законов и так далее. На каком уровне мы сегодня находимся? — поинтересовался белорусский лидер. — Предложений масса поступает, в том числе и по созданию какой-то системы военных прокуроров. Я говорю «какой-то системы», потому что речь не идет о возврате к той советской практике. Но какие-то элементы должны быть».
Александр Лукашенко констатировал, что точек зрения по этому вопросу много. Он поинтересовался, чем обоснована позиция Андрея Шведа. «Я ее знаю, но чем вы мотивируете эту позицию? То, что нам надо усиливать, наверное, контроль за соблюдением законодательства среди военных, — это факт. Я вам об этом уже говорил, что прокуратура несколько отстранилась от силового блока в свое время», — сказал Президент.
Глава государства отметил, что речь не только об армии, ведь погоны носят и во многих других силовых структурах, включая МЧС, МВД, Комитет госбезопасности. «Везде глаз прокурора должен быть», — уверен белорусский лидер.
Как рассказал журналистам по итогам доклада Андрей Швед, предложение о создании Главной военной прокуратуры «обусловлено рядом объективных обстоятельств, в том числе складывающейся обстановкой вокруг страны». Александр Лукашенко изучил эти предложения и поручил обсудить их с руководством правоохранительных и других государственных органов. Решение о необходимости создания такого подразделения будет принято только по результатам дополнительного совещания у Президента.
По словам Андрея Шведа, нынешняя инициатива не означает возврата к прежней практике. Он напомнил, что Белорусская военная прокуратура ликвидирована в 2014 году, и тогда в мире была совершенно другая ситуация, в том числе в военном плане. «Речь идет не о воссоздании в том образе или облике, который был, а о создании Главной военной прокуратуры в усеченном варианте, численностью в несколько раз меньше, чем Белорусская военная прокуратура. Но стоит вопрос, что в случае если будет принято такое решение, военные прокуроры будут заниматься исключительно надзором за соблюдением законности в войсках в разные периоды времени. Решение будет принято только по результатам дополнительного совещания у главы государства», — рассказал генпрокурор.
О расследовании фактов геноцида
«Второй вопрос — о геноциде. Выкристаллизовывается ряд предложений по более серьезному не просто рассмотрению нашим обществом фактов геноцида белорусского народа в Великую Отечественную войну. Но и пропаганде этого вопроса, особенно среди молодежи. Чтобы молодежь знала, что было. Для чего? Для того чтобы такого больше не произошло», — сказал Президент.
Александр Лукашенко поинтересовался, как ведется соответствующая работа в данный момент и на перспективу.
«Активность следственных действий не снижается. На данный момент нами установлено более 2,5 тысячи ранее не известных населенных пунктов, которые были уничтожены. В том числе не менее 80 разделивших судьбу Хатыни», — поделился подробностями с журналистами генпрокурор.
При расследовании фактов геноцида допрошены 17 тыс. свидетелей, проведена большая работа по увековечению памяти жертв войны.
«Активная работа ведется с молодежью. Крайне важно, чтобы результаты расследования уголовного дела о геноциде, чтобы правда о геноциде была доведена до каждого гражданина нашей страны, особенно до наших детей. В этой связи было доложено об отдельных аспектах внедрения в учебный процесс и идеологическую работу результатов расследования. Даны поручения в том числе о подготовке учебного материала, который с 1 сентября должен быть в каждой школе. Эта задача будет выполнена», — подчеркнул Андрей Швед.
О важных вопросах в экономике
Третья тема доклада также существенная, подчеркнул глава государства. «Вопрос поручений генеральному прокурору по поводу важных вопросов в экономике. Допустим, сельское хозяйство — это падеж скота. В том числе и выплата заработной платы. Вы всегда смотрите на этот вопрос. Сохранность и так далее», — перечислил Президент.
В этом же ключе перед органами прокуратуры стоят задачи по противодействию и профилактике коррупционных проявлений. «Это характерно прежде всего для системы промышленности. Как дела в этой области по Гомельщине? Много было претензий в свое время. Как новый губернатор справляется с этими вопросами?» — обозначил вопросы белорусский лидер.
По словам Андрея Шведа, интенсивность проверочных мероприятий со стороны правоохранителей снижаться не будет: недостатков в сфере АПК по стране еще очень много, и это не только бесхозяйственность.
«Выявлены факты нарушения закона при осуществлении мелиорации, возбуждено 14 уголовных дел. Установлено, что практически во всех регионах воруют деньги. По данным предварительного расследования, на сумму не менее 800 тысяч рублей. Кроме того, порядка полутора тысяч гектаров, в которые вложены бюджетные деньги (более 9 миллионов рублей) в ходе мелиорации, на сегодняшний день еще не вовлечены в хозяйственный оборот», — отметил глава надзорного ведомства.
Андрей Швед предупредил: для прокуроров неотвратимость ответственности за любые преступления является главным принципом. «Делайте все необходимое для того, чтобы вы работали по закону», — обратился он к руководителям хозяйств.
Как Беларусь конкурирует с канадцами и будет ли строить порты в России
«Обстановка и внешнеполитическая конъюнктура сегодня развиваются крайне динамично. Но, надо отдать должное, белорусская экономика продолжает работать и находить новые возможности в этих непростых условиях, — подчеркнул Александр Лукашенко. — Мы должны оперативно реагировать на все вызовы и гарантированно обеспечивать доставку экспортных грузов покупателям. Ключевой момент — скорость принятия решений».
В этой связи глава государства обозначил ряд ключевых вопросов. Один из них — на какой стадии находится создание собственных мощностей для морских перевозок? «Понятно, мы ушли (не по своему желанию) из традиционных портов и работаем по перевалке наших грузов, а это около 20 млн т, во всех портах Российской Федерации», — заметил Президент.
Александр Лукашенко поинтересовался, есть ли конкретные результаты в этом направлении, какие порты задействованы для перевозки калийных удобрений и нефтепродуктов, какие есть проблемы в связи с этим, есть ли понимание, сколько калия белорусская сторона можем переваливать через порты Российской Федерации на приемлемых условиях.
Кроме того, есть альтернативные варианты сотрудничества в северо-западном регионе России. «Это должно быть главным вопросом», — обратил внимание Александр Лукашенко. По его словам, сейчас Беларусь имеет два возможных варианта, каждый со своими преимуществами и недостатками — Мурманск и Приморск.
«Необходимо окончательно определиться, что нужно — строить терминал, порт или модернизировать какой-либо существующий, и немедленно начинать работу, — подчеркнул глава государства. — Насколько я знаю, где-то под Ленинградом мы и строим, и модернизируем. Под Мурманском пока телепаемся».
На совещании также шла речь о проекте указа о реализации отдельных видов товаров на экспорт.
О возросших объемах
Как доложил на совещании первый вице-премьер Николай Снопков, Беларусь в этом году перевезла через российские порты в 4 раза больше грузов, чем за аналогичный период предыдущего. «Если за 6 месяцев прошлого года через российские морские порты мы перевезли 1,5 млн т белорусских грузов, то в этом году объем уже составил практически 6 млн т. Рост — 400%. Практически весь объем — 97% — это химические минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты», — сказал он.
Результаты начатой в апреле прошлого года работы по организации перевалки белорусского калия через морские порты северо-запада и юга России сегодня позволяют располагать портовыми мощностями для перевалки примерно 1 млн т продукции в месяц, или 12 млн т в год. Белорусской стороне удалось добиться экономически эффективных условий перевалки в терминалах портов Санкт-Петербурга. В первом полугодии текущего года через эти порты отгружено 2,7 млн т калийных удобрений.
«Основные порты — это «Бронка», Балтийский судомеханический завод, Морской рыбный порт, Keystone Logistics. Базовый, в соответствии с соглашениями между Минтрансом Республики Беларусь и Минтрансом Российской Федерации, — «Бронка», — сказал первый вице-премьер.
Об экспорте калийных удобрений, логистике и конкуренции
По завершении совещания Николай Снопков поделился с журналистами рядом новых подробностей. Так, Беларусь рассчитывает в этом году экспортировать 8 млн т калийных удобрений. И это несмотря на подорожавшую после введения санкций логистику: «От двух до пяти раз — то, что касается перевалки. Соответственно то, что касается увеличенного железнодорожного пути, — это тоже примерно в 2-2,5 раза».
«Выполняя поставленные задачи, мы выйдем на 8 млн т продажи удобрений в этом году. При этом «Беларуськалий» работает с прибылью. Он обеспечивает свою инвестиционную программу за полгода, вложив уже Br600 млн в инвестиции, то есть инвестиции у него в соответствии с планом», — подчеркнул первый вице-премьер.
Белорусская компания сегодня вторая в мире по объемам производства калийных удобрений. На первой и третьей позициях — канадские компании. «Это говорит о том, что, в принципе, система продаж выстроена эффективно, невзирая на возросшие в разы затраты», — сказал Николай Снопков.
По его словам, из-за санкционного давления Беларусь потеряла 5,5 млн т из 9-10 млн т (в среднем за последние годы) от общего объема поставок отечественных калийных удобрений на внешние рынки. Соответственно осталось около 4,5 млн т на рынках дружественных стран. «Мы в этом году будем везти 8 млн т, то есть фактически в два раза больше калия на дружественные рынки, замещая потерянные рынки недружественных стран. Отсюда вывод: Канада для нас конкурент, но, как вы видите исходя из цифр, мы прекрасно справляемся с этой конкуренцией», — подчеркнул первый вице-премьер.
В настоящее время Беларусь компенсировала портовые мощности, которые ранее были утеряны в связи с санкционным давлением: «Сегодня мы можем грузить 12 млн т (калийных удобрений. — Прим. БЕЛТА) в год. За предыдущие 10 лет в среднем в год вывозили по 10-12 млн т».
«Мы видим ситуацию на рынке (мировой рынок калийных удобрений. — Прим. БЕЛТА). Есть оценки, что это еще не дно (в цене на этот вид продукции. — Прим. БЕЛТА), — сказал Николай Снопков. — Сегодня, в принципе, все компании стали играть в игру «объемы превыше цены». По поручению Президента мы этим занимаемся уже с прошлого года. То есть мы ставим поставку объемов выше, чем цену. Тем более производственная себестоимость «Беларуськалия» позволяет это. И мы можем выдерживать конкуренцию по цене долгое время. Но вопрос логистики становится ключевым. Чтобы эффективно реализовывать удобрения, обеспечивать прибыльность производителя — «Беларуськалия», соответственно и платежи в бюджет, нам нужна оптимально эффективная логистика. Чем мы и продолжим заниматься».
О строительстве собственных портов
В ближайшее время правительство внесет Президенту окончательный вариант своего видения организации портовой инфраструктуры в среднесрочной перспективе для максимальной оптимизации стоимости перевалки.
«У нас есть товар, востребованный в мире. Мы будем везти его туда, где будем видеть минимальную стоимость. Вариации могут быть. Есть стабильные точки отгрузки, где мы понимаем объемы и стоимость, и изменяющиеся точки, которые конкурируют друг с другом за то, чтобы получить товар у нас. Вот на этом мы будем играть, чтобы получить минимальную цену перевалки. Эта задача основная», — рассказал Николай Снопков.
Отвечая на вопрос, насколько целесообразно сейчас строить собственные портовые мощности, чиновник отметил: «Честно скажу, вариативно. Просто нужно садиться и считать. Президент всегда требует убрать эмоции, сесть и посчитать. Единственно, что я точно знаю: мы будем считать не в моменте. А мы будем считать — есть такое понятие «стоимость жизненного цикла товара». Порт — это тоже товар. И его жизненный цикл определяется 10-15 годами. Конечно, мы будем считать на горизонте жизненного цикла, нужно нам это или нет, строить или нет».
Николай Снопков особо подчеркнул, что такие объекты, как порт, в случае их строительства — это национальный актив за рубежом. Такой актив хорошо иметь, если он работает и это эффективно. С другой стороны, в текущем моменте нужно, чтобы перевалка была минимальна по стоимости. «Потому что закладывать сегодня в перевалку еще и инвестиционные затраты мы себе не можем позволить. Слишком низкая цена (на мировом рынке на калийные удобрения. — Прим. БЕЛТА), и каждый доллар, как Президент сказал, мы должны по логистике учитывать, отслеживать и экономить. Потому что действительно цена пограничная и мы не уверены, что это дно», — сказал первый вице-премьер.
По всем соответствующим вопросам в правительстве в ближайшее время намерены определиться и выработать оптимальный вариант.
Неотвратимость ответственности за геноцид
Глава государства подписал закон «Об изменении Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь». Документ направлен на обеспечение неотвратимости ответственности за геноцид, другие тяжкие преступления и восстановление исторической справедливости.
Законом предусматривается недопустимость отказа в возбуждении уголовного дела и прекращения производства в отношении умерших лиц, совершивших не имеющие срока давности преступления против мира и безопасности человечества, включая геноцид, а также военные преступления.
При доказанности вины умершего лица предусматривается вынесение в отношении него обвинительного приговора без назначения наказания.
Информация взята с сайта belta.by Оригинал новости